Orley-kost.kz here. !!!

1

1

1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Е.К. Паназдырь

КГКП «Ясли-сад №2», г. Рудный, Костанайская область

 Происходящие процессы в нашем обществе выдвинули ряд важных задач по созданию суверенного, экономически-развитого цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности всех граждан.

Обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных организациях  обусловлено новой образовательной политикой  суверенной Республики Казахстан,  направленной на возрождение  духовной, культурно-созидающей  роли системы образования в обществе, что отражено в Государственной программе  развития образования  Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Все эти задачи предполагают необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. По мнению  Нурсултана Абишевича Назарбаева  у каждого человека, у его семьи,  «есть своя история, которую ему нужно знать, уметь рассказать, а главное гордиться ею», ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

*Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;

*Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

*Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;

*Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

*Развитие интереса к устному народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям казахского, а также других народов, проживающих на территории Казахстана;

*Развитие элементарных знаний о правах человека;

*Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Казахстана; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

*Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных организаций.

 Технология проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

           В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное с взрослым поэтапное достижение цели;

* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Для  успешного  использования  метода  проектов  в  патриотическом 

воспитании  старших  дошкольников  мы   запланировали проект по знакомству с родным городом.

Реализацию  проекта  начинали  с  выявления  проблемы.  Это  очень

важный  момент,  ведь  детям  нужна  сильная  мотивация  к  деятельности.  В соответствии  с  проблемой  исследования  дети  с  помощью  воспитателей

ставили  задачи  дальнейшего  исследования  проблемы.

Чаще  всего  проектная  деятельность  начинается  с  вопросов:  Что  я  уже  знаю  об  этом?  Что  хочу  узнать?  Что  надо  для  этого  сделать?

Второй  этап:  образовательная  деятельность.  Мы  использовали

познавательные  беседы,  дидактические  игры,  экскурсии,  целевые

прогулки,  рассматривание  альбомов  и  иллюстраций  по  темам  проекта,

викторины,  решение  кроссвордов,  чтение  рассказов,  стихотворений,

былин, сюжетно-ролевые  игры,  составление  альбомов,  коллажей,

продуктивную  деятельность.

Заключительный  этап  реализации  проекта – это  презентация  продукта  деятельности.  Данный  этап  важно  тщательно  продумать,  ведь  это  завершающий,  творческий  этап,  показывающий значение  и  результат  проделанной  работы. На данном этапе разработали  презентацию по ознакомлению дошкольников с памятными местами «Мой город», видеофильм «Рудный – мой город», а также серию конспектов по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями.

  По  результатам  диагностики  в  конце  года  мы  отметили,  что  у

детей  качественно  изменились  знания  в  следующих  направлениях:

родной  город  и  его  достопримечательности, история и культура.

   Итоги  работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

 Список литературы:

  1. Государственная программа  развития образования  Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  2. Гладкова  Ю.  Метод  проектов  в  руководстве  работой  по  нравственно-патриотическому  воспитанию /Ю.  Гладкова//  Ребенок  в  детском саду.  – 2008.  –  №  2.  –  С.  11—–14.
  3. Тимофеева  Л.Л.  Метод  проектов  в  ДОУ /  Л.Л.  Тимофеева//  Управление  ДОУ.  –  2011.  –  №  3.  –  С.  22–28.

 

Читает учитель

Подписаться на новости. Введите ваш адрес электронной почты::

 RSS

Яндекс.Метрика
Find us on Facebook
Follow Us
Find us on Facebook
Follow Us