Orley-kost.kz here. !!!

1

1

1

Умуртаева Гульмира Аузбаевна

психолог II категории,

школа-интернат для одаренных детей

 им. И.Алтынсарина,

г. Костанай, Костанайская область

 

Психологическая компетентность педагога

как важный компонент его готовности

выполнять профессиональную деятельность

 

   Сегодня в рамках смены образовательной парадигмы, нового подхода к конструированию образовательных стандартов, формирования профессиональных требований к специалисту, выделения ключевых компетенций, необходимо поднимать и рассматривать такую важную проблему  как профессионально-педагогическая компетентность.

   Следует отметить, что пока термин «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике окончательно не устоялся и в большинстве случаев он употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Термин «компетентность» имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, этим понятием выражается значение связующего звена традиционной триады «знания, умения, навыки».

По определению, данному В. Ландшеером: «Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение». Во-вторых, его целесообразно применять для описания уровня подготовленности специалиста - выпускника вуза. Целевые установки на подготовку высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих профессией, являются лишь пожеланием, компетентность же приземленная и реальная цель. Компетентность - это готовность специалиста к деятельности, состояние адекватное выполнению задачи. Поэтому человек либо компетентен, либо нет по отношению к требуемому уровню исполнения. В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументирование опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения.

   Компетентность - это компетенции в действии, специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного вида деятельности в определенной предметной деятельности, а также понимание ответственности за свои действия.

   Реализация   компетентностного   подхода в образовании зависит, во-первых, от состояния учебных программ и учебных пособий, обновления их содержания с учетом достижения науки, во-вторых, от степени разработанности проблемы в теоретико-практическом плане, и, в-третьих, от того, насколько компетентны сами педагоги и степень внедрения в педагогический процесс новых технологий.

   Компетентность в широком смысле практически не поддается оценке, но оценка упрощается, если перейти от родового понятия «компетентность» к видовому понятию, например, «управленческая компетентность», «педагогическая компетентность», «исследовательскаякомпетентность», «психологическаякомпетентность» и т.д.

   В. А. Сластенин профессиональную компетентность педагога рассматривает как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности». Теоретическую готовность он характеризует через аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения, а практическую готовность через следующие умения: организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и коммуникативные. Каждая группа умений рассматривается как специфическая компетенция педагога. Компетентность педагога, в первую очередь, проявляется в быстроте и осмысленности его реакции на все происходящее в учебно-воспитательном процессе.

   Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как её субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление. Одним из конструктов в профессиональной педагогической компетентности является психологическая компетентность. К тому, что «каждый педагог должен быть психологически образован» сегодня необходимо добавить, что каждый педагог должен быть ещё и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

   Психологическая компетентность – это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет педагогу как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития.  В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность педагога провозглашается как необходимое условие его профессионализма.

   В связи с выше указанными изменениями в системе образования претерпевает изменения и деятельность педагога-психолога. Для решения современных задач психологического обеспечения образования комплексная технология сопровождения ребенка не может быть ограничена областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком и организацией  психологического просвещения в рамках работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Утверждение парадигмы компетентностного подхода, развивающего, личностно-ориентированного образования и задач повышения профессионализма педагогических кадров требуют от школьного психолога перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропотехниками и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания и обучения ребенка.

   Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной практики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в само актуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.

   Поэтому в общеобразовательных школах важно создать условия для становления педагога–профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

   В заключение хотелось бы отметить: сегодня социальная значимость профессиональной деятельности педагога возрастает. Повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества, вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого педагога, а также выявления новых социально-психологических условий его продуктивного личностно-профессионального становления как профессионала-практика. Высокий уровень психологической компетентности педагога позволяет ему как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. То есть быть готовым к выполнению своей профессиональной деятельности на высоком уровне и быть педагогом-мастером. 

 

Боранбаева Ляйля Каирбековна,

главный специалист отдела методического

обеспечения инновационного развития.

ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г.Астана.

г.Астана.

 

Профессиональная компетентность воспитателя как фактор повышения качества дошкольного образования

МАТЕМАТИКА ПӘНІНЕН ҚҰЗІРЕТТІЛІКТІ ҚАЛЫПТАСТЫРУДА КІРІКТІРІЛГЕН ОҚЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫН ПАЙДАЛАНУ 

 

А.К.Искакова

М.Хәкімжанова атындағы №20 орта мектебінің

2 деңгей бойынша сертификатталған

математика пәнінің мұғалімі

Қостанай қаласы

Сыздыкова Асия Нугмановна

КГУ «Школа-интернат для одаренных детей «Озат»

Управления образования акимата Костанайской области

Заместитель директора по НМР

Асанова Айсулу Талаповна

Учитель математики и информатики 

средней школы №5

г. Атбасара

Акмолинской  области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМИ МОДУЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В СВОУЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подписаться на новости. Введите ваш адрес электронной почты::

 RSS

Яндекс.Метрика
Find us on Facebook
Follow Us
Find us on Facebook
Follow Us